Как закрутить гайку если резьба сорвана
Как восстановить сорванную внутреннюю резьбу?
Никто не застрахован от того, что при ремонте автомобиля или в других рабочих ситуациях может произойти повреждение резьбового соединения. Как вернуть работоспособность, казалось бы, вышедшей из строя резьбе?
Многие мастера используют традиционный способ, суть которого сводится к рассверливанию отверстия сверлом большего диаметра и нарезанию метчиком новой резьбы. Однако после такого ремонта придется использовать и ответный элемент (болт, шпильку, свечу) большего диаметра, что не всегда представляется возможным. Этот способ не подойдет и в случае, если запас «тела» для рассверливания недостаточен.
Как отремонтировать резьбу с сохранением ее прежнего диаметра?
В настоящее время найден простой и надежный способ восстановления резьбы, который уже достаточно давно используют во всем мире. В нашей стране он, к сожалению, медленно набирает популярность, как по причине нашей неосведомленности, так и из-за невозможности приобрести в магазинах специальные пружинные вставки и вспомогательный установочный инструмент.
Комплект инструментов для восстановления резьбы
Разработкой и изготовлением вставок занимаются многие известные производители. Изделия разных фирм могут незначительно различаться по названию (ввертыши, футорки), конструктивному исполнению и материалу, но принцип действия и технология установки одинакова для всех. В продаже можно найти не только комплекты ввертышей различных длин, диаметров и шага резьбы, но и целые наборы для восстановления резьбы, в которые помимо вставок входят сверла, метчики, установочное приспособление и оправка для обламывания монтажного поводка. Такие решения предлагает немецкий производитель металлорежущего инструмента «Volkel» и российский «Дело Техники». У некоторых брендов подобная технология и инструмент называется «системой», например:
- система V-coil
- система Recoil
- система HeliCoil
Как это работает?
- Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий представляет собой спирально свернутую проволоку из нержавеющей стали с ромбовидным поперечным сечением. Ромбовидный проволочный профиль позволяет внешней части витков ввинчиваться в приемную резьбу в корпусе во время установки. На внутренней части футорки витки образуют новую стандартную резьбу с углом 60°. Наружный диаметр футорки в свободном состоянии больше принимающей резьбы, поэтому витки спирали сжимаются, когда она ввинчивается в корпус. Подобно пружине сжатые витки пытаются разжаться относительно стенок резьбового отверстия корпуса. Возникающий в результате натяг в месте посадки помогает удерживать установленный вкладыш и предохраняет от вывинчивания.
- Вставки снабжены поводковым язычком, который используется для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. Специальный установочный инструмент захватывает его и использует в качестве привода. После установки поводок будет не нужен и легко обламывается.
- В основании язычка сделана небольшая насечка, которая немного уменьшает площадь поперечного сечения проволоки. Когда нужно будет удалить язычок, насечка поможет легко обломить его в этом месте.
Процесс установки пружинной вставки:
Ремонт поврежденной резьбы выполняется в четыре простых шага.
Шаг 1. Просверлите старую резьбу, используя размер сверла, рекомендованный на упаковке комплекта для ремонта резьбы. На хвостовике метчика также указан рекомендуемый размер сверла под резьбу. Не забудьте очистить отверстие от частиц металла.
Шаг 2. В просверленном отверстии нарежьте резьбу специальным метчиком под проволочную вставку, который имеет некоторые отличия от стандартного метчика и обозначается буквами STI (система HeliCoil).
Шаг 3. Установите резьбовую вставку с помощью установочного инструмента.
Для резьбы с крупным (обычным) шагом:
- Наденьте спиральную вставку на монтажный инструмент.
- Поворачивайте вставку до тех пор, пока ее поводок не войдет в паз на конце стержня установочного инструмента.
- Вкрутите ремонтную вставку в резьбовое отверстие, используя ручку поворотного установочного инструмента.
- После того, как вставка будет установлена на нужную глубину, выкрутите установочный шпиндель.
Для резьбы с мелким шагом:
- Используйте монтажный инструмент с патроном предварительного натяжения (сжатия), который входит в комплект для ремонта мелкой резьбы.
- Поместите спиральный вкладыш в патрон предварительного натяжения.
- Проденьте шпиндель установочного инструмента через спираль, пока поводковый язычок не войдет в его паз.
- Поворачивайте инструмент, чтобы намотать вставку на резьбовой конец корпуса предварительной катушки.
- Одной рукой удерживайте корпус под прямым углом к поверхности заготовки над резьбовым отверстием. Вращайте установочный инструмент, чтобы установить вставку через корпус предварительной катушки в резьбовое отверстие в заготовке. После установки убедитесь, что корпус предварительной катушки может плавно перемещаться, значит, витки спирали совпали с резьбой в заготовке.
- После того, как ремонтная вставка будет установлена на нужную глубину, выкрутите установочный инструмент.
Монтажный инструмент для установки ввертыша
Вкручивание футорки
Совет по ремонту резьбы:
Одна из причин того, что данная резьбовая технология не работает, заключается в неправильной посадке резьбовой вставки.
Главное практическое правило – верх проволочного вкладыша должен находиться ниже поверхности заготовки на 1/4 - 1/2 шага резьбы. Один из простых способов определить глубину установки подробно описан ниже.
Перед тем, как начать процесс установки, внимательно посмотрите на входную резьбу, нарезанную метчиком STI в отверстии. Обратите внимание на то место, где нить начинает входить в отверстие.
Сделайте небольшую временную контрольную метку на поверхности корпуса, удаленную на 3/4 оборота от того места, где резьба входит в отверстие. Эта отметка будет использоваться для определения глубины установки ввертыша.
Установите резьбовую вставку заподлицо с поверхностью корпуса и совместите ее конец с контрольной меткой. После этого поверните ее еще на 1/4 оборота для погружения ниже поверхности корпуса на 1/4 шага (0,25 P).
Если требуется более глубокая посадка, поверните установочный инструмент еще на 1/4 оборота.
Шаг 4. Удалите поводковый язычок
- Используйте бородок или просто кусок круглого стержня, подходящего по диаметру к полученному резьбовому отверстию.
- Уприте конец инструмента в язычок и удерживайте его прямо в отверстии.
- Ударьте по хвостовику инструмента молотком. Поводок должен сломаться в месте надреза, который и предназначен для этой цели. На вставках большого диаметра (от М14) иногда легче отломить его с помощью длинногубцев движениями вверх-вниз.
- Извлеките обломанный язычок из отверстия перед сборкой резьбового соединения.
Вопросы и ответы:
Почему данная технология требует использования специального метчика STI? Что такое метчик STI? Можно ли вместо него использовать стандартный метчик?
Маркировка метчика STI
Отремонтированная внутренняя резьба предназначена для крепежа стандартных размеров. После установки пружинной вставки ее витки устанавливаются с тем же шагом, что и у резьбы крепежа, для которого предназначено резьбовое отверстие.
Входная резьба под резьбовые вставки формируется специальными метчиками (также известными как STI), разработанными для использования с этими ремонтными системами.
Метчики под резьбовую вставку отличаются размерами от стандартных метчиков под винты. Но маркируются они по конечному результату, который будет получен после установки вкладыша.
Рассмотрим разницу между STI и стандартным метчиком на конкретном примере:
Стандартный метчик, используемый для нарезания резьбы для крепежа 1/2"NF, имеет основной диаметр 0,500 дюйма с шагом 20 витков на дюйм. Соответствующий метчик STI имеет такой же шаг резьбы 20 витков на дюйм, но немного больший основной диаметр, в этом примере он составляет 0,568 дюйма.
Есть ли какой-нибудь способ более надежно зафиксировать вставку на резьбе, а не полагаться только на посадку с натягом для удержания в резьбовом отверстии?
Чтобы надежнее закрепить вставку в корпусе детали рекомендуется использовать дополнительные способы фиксации:
Химическое стопорение. Нанесите тонкий слой резьбового фиксатора на внешнюю часть витков вставки перед тем, как ввинтить ее в отверстие. Не наносите слишком много этого состава, а после установки обязательно протрите полученную внутреннюю резьбу, чтобы ввинчиваемый в нее крепеж не приклеился.
Механическое стопорение. Используя пробойник и молоток, слегка развальцуйте один виток резьбы корпуса, в том месте, где находится резьбовой конец установленной футорки. Цель этого метода - слегка деформировать или сжать резьбу корпуса, чтобы затруднить выкручивание вставки при демонтаже крепежа.
Диапазон размеров:
Пружинные вставки предлагаются в дюймовых и метрических размерах. Согласно опубликованным данным доступны вкладыши для винтов от размера № 2 до 1 1/2 дюйма и от М3 до М42.
Их длина обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали, причем это длина в смонтированном состоянии и без установочного язычка (в свободном состоянии они короче). Например, для футорки М6, 2d длина будет составлять два диаметра, то есть 12 мм.
Типы резьбы:
Ремонтные футорки доступны с различными типами резьбы и конфигурациями шага, включая UNC, UNF, метрическую крупную и мелкую резьбу, UNEF, UNS и трубную резьбу.
Из какого металла изготавливают вставки?
На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая твердостью 425 – 550 HV (по Виккерсу) марки А2 и А4. Для специальных целей производители выпускают их из таких материалов, как Nitronic 60, жаропрочный сплав Inconel X, титан и фосфорная бронза.
Преимущества использования ремонтных вставок:
- Данный метод позволяет сформировать резьбу, которая по прочности и надежности не уступает оригинальной, а в случаях с металлами низкой прочности повышает несущую способность резьбы.
- Прочная сталь, из которой изготовлены ввертыши, снижает риск быстрого износа резьбовой поверхности при частом закручивании и выкручивании крепежа.
- Резьбовая вставка имеет жесткую посадку без зазоров в изготовленной резьбе, исключающую риск отвинчивания при динамических нагрузках или в момент выкручивания винта.
- Посаженная с натягом пружинная футорка занимает устойчивое положение без дополнительной фиксации клеем и обеспечивает равномерное распределение усилие от болта по всей длине отверстия.
- Описываемая система дает возможность создавать в мягких материалах (дерево, пластик) надежную стальную резьбу, а также сделать резьбовое соединение в хрупких и тонкостенных деталях.
- С помощью резьбовых вставок можно осуществить легкий переход от одного вида резьбы на другой, например: с левой на правую, с метрической на дюймовую, с мелкой на крупную и наоборот.
Использование пружинных вставок открывает новые возможности для конструирования, дает свободу в выборе материала и размера крепежных элементов. Возможность быстро отремонтировать резьбовое отверстие избавит от необходимости замены дорогостоящей детали. В случае необходимости ремонтные вставки можно демонтировать при помощи все тех же инструментов, входящих в «систему».
Видеодемонстрация установки ввертшей
Полезные советы 20.11.2020 11:27:13
Что делать, если сорвали резьбу — восстановить ее сможет каждый!
Главное — запастись терпением, действовать аккуратно и учитывать особенности детали, требующей починки.
Материалы по теме
В одном из предыдущих выпусков «Технической среды» мы рассказывали, как отремонтировать поврежденную резьбу, установив на нее втулку в виде пружины. А сейчас представим другой способ — с использованием стальной втулки с наружной и внутренней резьбой.
Показывать, как это делается, мы будем на алюминиевой крышке с поврежденной внутренней резьбой. Чтобы установить на это место стальную втулку, потребуется нехитрое приспособление. И хотя подобный инструмент можно купить, проще и дешевле изготовить его самостоятельно. Как — научим. Для проведения работ также понадобится сверло.
Самодельный инструмент
Ввернуть втулку в отверстие на алюминиевой крышке нам поможет приспособление, которое мы собрали из длинного болта и двух гаек. Одна из них стандартная, другая высокая. Последняя нужна для того, чтобы сделать небольшой «поясок», фиксирующий втулку на нужном месте. Благодаря этому мы ввернем ее в деталь заподлицо.
Материалы по теме
Для установки резьбовой втулки отверстие в детали необходимо предварительно рассверлить до нужного диаметра. У нашей втулки размер внутренней резьбы, которая заменит прежнюю, — 10х1,5, а наружной — 14х1,5. С учетом размера последней нам нужно просверлить отверстие диаметром 13,25, что мы и делаем. После этого зажимаем крышку в тиски. Берем наше приспособление из болта и двух гаек и накручиваем на него втулку. Следим, чтобы ее кромка оказалась на уровне краешка болта. Подпираем втулку высокой гайкой и фиксируем их, затягивая вторую гайку.
Чтобы было легче установить втулку, обрабатываем отверстие в крышке проникающей смазкой. Самое главное — центрировать втулку. Из-за небольшого перекоса втулка пойдет криво, что может повредить деталь и даже привести ее в негодность. Втулка одновременно выполняет функцию метчика, она нарезает резьбу, за счет которой и держится в детали. Если, как в нашем случае, крышка из алюминиевого сплава, то втулка входит легко. Если деталь, например, стальная, то желательно сначала нарезать несколько витков обычным метчиком, задав втулке правильное направление. Если заметили, что втулка с самого начала пошла криво, можно вынуть ее, выровнять и начать все заново.
Вкручиваем нашу втулку в крышку до тех пор, пока высокая гайка не упрется практически в торец крышки. Мы видим, что, несмотря на наши старания, втулка пошла чуть неровно. Ничего не поделать, придется завернуть ее до конца. Ослабляем гайки устройства и выкручиваем болт. Втулка на месте. Заворачиваем в нее штатный болт и убеждаемся, что все получилось.
Отремонтировать поврежденную резьбу с помощью втулки реально. Главное, запастись терпением, действовать аккуратно и учитывать особенности детали, требующей починки.
- Как восстановить сорванную резьбу на пластике, смотрите здесь.
- О том, как восстановить резьбу при помощи пружинки, — по ссылке.
Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на адрес: [email protected]
Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.
Восстановление резьбы дедовским методом
Данный способ восстановления резьбы показал мне мой отец в свое время, а ему - его отец (мой дед). Повреждение резьбы в отверстиях, особенно когда они выполнены в деталях из алюминиевых, магниевых или медных сплавов, происходит довольно часто. С такой проблемой массово сталкиваются на ремонтных предприятиях, станциях технического обслуживания, в быту и т. д.
Может так оказаться, что под рукой нет метчика соответствующего размера, а деталь с поврежденной резьбой громоздкая и прочно закреплена к машине или механизму, например, как кожух сцепления к двигателю и коробке перемены передач.
Кажется, положение безвыходное. Но, оказывается, существует довольно простой, но эффективный способ восстановления резьбы на месте с помощью обыкновенного стального болта соответствующего размера, даже, возможно, выкрученного из того же отверстия с повреждениями.
Для осуществления способа нам понадобится мини болгарка с небольшим и тонким диском. Если она отсутствует, то можно обойтись обыкновенной ножовкой по металлу, благо пилить-то в принципе нечего. Приведем несколько конкретных примеров использования этого способа восстановления внутренней резьбы.
Восстановление резьбы выпускного коллектор автомобиля
Представьте себе выпускной коллектор, который в нескольких местах закрепляется к блоку цилиндров двигателя болтами или шпильками. Повреждение хотя бы одного отверстия такой детали представляет существенную проблему. Даже отсоединить этот узел от двигателя зачастую непросто: за многие годы эксплуатации он из-за высоких температур намертво прикипает к своему посадочному месту. А потом еще надо найти мастера с нужным метчиком, заплатить за работу…
Остается одно: устранить проблему самому, поскольку смятый профиль в отверстии не позволит вкрутить в него болт, а даже может испортить резьбу и на нем.


Можно воспользоваться «родным», выкрученным только что, или другим, но точно таким же по размеру и профилю.
Зажимаем его головку в слесарных тисках так, чтобы стержень был направлен вверх. Затем ножовкой по металлу точно по центру стержня прорезаем паз примерно на 3-5 витков.

Далее обильно смазываем машинным маслом разрезанный болт и поврежденное место, и вкручиваем этот своеобразный метчик в него вначале от руки насколько хватит сил, далее – гайковертом, вкручивая и выкручивая его несколько раз подряд.


В результате резьбовые выступы на болте, разрезанные пазом, входят в углубления и постепенно срезают смятия.

Выкрутив после этого наш своеобразный метчик, убеждаемся, что сам он остался цел, а что еще важнее – он полностью восстановил профиль в отверстии.

Теперь в него можно ввернуть этот или другой такой же болт до конца силой одной руки и закрепить деталь в предназначенное для нее место.

Крепление петли капота
Иногда этот дефект возникает в отверстии, к которому крепится петля капота. Поступаем точно так же, как и с выхлопным коллектором.

Крепежный болт закрепляем в тисках и выполняем паз на его стержне, добавляя смазки, после чего закручиваем его от руки, пока это возможно.

Далее процесс продолжаем с помощью гайковерта, несколько раз заворачивая и отворачивая самодельный метчик.

При этом, разрезанные профили его резьбы, приводят в порядок профиль в отверстии, выполняя функции метчика. Вынув болт, можно убедиться, что резьба на нем и внутри в полном порядке. Болт в него теперь легко вкручивается от руки. Если затем его поджать гайковертом, то он обеспечит необходимое усилие затяжки.


Восстановление резьбы на блоке цилиндров двигателя
Рассматриваемая проблема может возникнуть и на блоке цилиндров двигателя, особенно если он изготовлен из алюминиевого сплава. Забитая или смятая резьба в отверстии не позволяет установить болт как положено. Он либо не вкручивается, либо стремиться пойти не так, как нужно.

Повторяем процедуру, которую мы использовали с выхлопным коллектором и узлом крепления петли на капоте. Стержень зажатого в тиски болта разрезается с конца ножовкой по металлу на глубину нескольких витков.

Затем, удалив с него металлические частицы, и обильно смазав, закручиваем от руки в отверстие с повреждениями. Как только болт надежно войдет туда на несколько витков, берем в руки гайковерт и осторожно и постепенно вворачиваем и выворачиваем его, пока не пройдем все глубину до конца.

Убеждаемся, что резьба в отверстии восстановлена, а на болте она не получила повреждений. Доказать это можно вкручиванием его на место на всю глубину от руки.

Вывод
Этот на удивление простой способ восстановления резьбы в отверстиях, учитывая, что ежедневно в мире производятся миллионы болтов, можно причислить к выдающимся техническим решениям.
Смотрите видео
Как закрутить гайку на сорванную резьбу
Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.
Выкручиваем сорванные болты и гайки
«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.
Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить
Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:
- При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.
Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек
Как работать с экстрактором
Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
- Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
- Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.
Не самое элегантное, но действенное решение
Съемники для сорванных гаек
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.
Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или "в полевых условиях".
При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.
Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не "по резьбе". Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка "пошла".
Если "не колхозить", а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,
Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).
Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.
Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.
Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.
К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.
Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.
Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи. Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.
Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели — оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.
Но такого рода «отказ» — сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять — вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу».
К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет — и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми.
Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.
Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях — блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается простому ремонту.
И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стрелки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еще послужит. Много — детали лучше заменить.
Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность — срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) — явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.
Серьезный вопрос — смазка. Если речь о соединениях, разбираемых крайне редко, ею можно пренебречь: за один раз резьба не износится. Но на машине, особенно снизу кузова, трудно найти болты или гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать — через год не открутить, впору «болгаркой» резать. Смазанный крепеж не только меньше ржавеет, но и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте всерьез горе-теоретиков, которые будут грозить «самоотвинчиванием» смазанных болтов (особенно колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтовой линии (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка лишней смазки выдавливается).
Будь «теоретики» правы, ни один мотор не смог бы работать — столько у него внутри болтов, винтов, гаек, буквально купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации!
Детали крепления колес работают в трудных условиях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода. К тому же их приходится многократно вывинчивать и завинчивать — при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается быстрее. Чем больше в ней трение, тем труднее уловить начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по себе очень тугая, требует больших усилий на ключе, а соединяемые детали вроде бы состыковались, как определить, насколько надежно они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Поэтому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не «уперлись» и не несут нагрузки, должны вращаться легко. В ремонтной литературе вы найдете рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, речь идет только об исправных.
Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из них крайне опасна по возможным последствиям. Запомните: нельзя завертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из них жидкость — топливо, «Тосол», масло, а еще хуже — пластичную смазку. Все они практически несжимаемы, даже маловязкие почти не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках — попытка «переупрямить» не желающий завертываться винт может обойтись дорого (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и хуже. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, чугунный блок разрушали. Пойдут от отверстия трещины — что тогда?
При сборке любого агрегата или узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из них полностью удаляют — тряпочкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем тонкую пленку смазки на ней, но не больше.
Наконец, работая с резьбовыми соединениями, не забывайте и о чистоте. Уронив винт или гайку в грязь, песок, сначала хорошенько промойте их — бензином, керосином, соляркой — и только после этого продолжайте сборку узла.
Как закрутить гайку на сорванную резьбу
Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.
Выкручиваем сорванные болты и гайки
«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.
Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить
Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:
- При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.
Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек
Как работать с экстрактором
Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
- Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
- Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.
Не самое элегантное, но действенное решение
Съемники для сорванных гаек
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.
Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или "в полевых условиях".
При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.
Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не "по резьбе". Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка "пошла".
Если "не колхозить", а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,
Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).
Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.
Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.
Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.
К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.
Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.
Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи. Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.
Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели — оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.
Но такого рода «отказ» — сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять — вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу».
К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет — и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми.
Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.
Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях — блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается простому ремонту.
И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стрелки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еще послужит. Много — детали лучше заменить.
Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность — срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) — явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.
Серьезный вопрос — смазка. Если речь о соединениях, разбираемых крайне редко, ею можно пренебречь: за один раз резьба не износится. Но на машине, особенно снизу кузова, трудно найти болты или гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать — через год не открутить, впору «болгаркой» резать. Смазанный крепеж не только меньше ржавеет, но и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте всерьез горе-теоретиков, которые будут грозить «самоотвинчиванием» смазанных болтов (особенно колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтовой линии (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка лишней смазки выдавливается).
Будь «теоретики» правы, ни один мотор не смог бы работать — столько у него внутри болтов, винтов, гаек, буквально купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации!
Детали крепления колес работают в трудных условиях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода. К тому же их приходится многократно вывинчивать и завинчивать — при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается быстрее. Чем больше в ней трение, тем труднее уловить начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по себе очень тугая, требует больших усилий на ключе, а соединяемые детали вроде бы состыковались, как определить, насколько надежно они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Поэтому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не «уперлись» и не несут нагрузки, должны вращаться легко. В ремонтной литературе вы найдете рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, речь идет только об исправных.
Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из них крайне опасна по возможным последствиям. Запомните: нельзя завертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из них жидкость — топливо, «Тосол», масло, а еще хуже — пластичную смазку. Все они практически несжимаемы, даже маловязкие почти не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках — попытка «переупрямить» не желающий завертываться винт может обойтись дорого (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и хуже. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, чугунный блок разрушали. Пойдут от отверстия трещины — что тогда?
При сборке любого агрегата или узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из них полностью удаляют — тряпочкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем тонкую пленку смазки на ней, но не больше.
Наконец, работая с резьбовыми соединениями, не забывайте и о чистоте. Уронив винт или гайку в грязь, песок, сначала хорошенько промойте их — бензином, керосином, соляркой — и только после этого продолжайте сборку узла.
Как открутить болт, если сорвана резьба: рекомендации профессионалов
Различные крепежные элементы (болты, винты, шурупы) широко применяются в строительстве, авторемонте. При долгой эксплуатации изделий места соединения приходится регулярно обслуживать: подкручивать, стягивать, периодически разбирать и снова собирать.
Нередко мастер сталкивается с проблемой срыва резьбы на болтах. В такой ситуации приходится применять нестандартные приемы извлечения крепежа, ведь обычным способом достать его не получится.
Причины срыва резьбы
Неприятности с крепежными элементами, как правило, встречаются при некачественном техническом обслуживании изделий. Шурупы нередко не имеют антикоррозионного покрытия, и со временем их поверхность ржавеет, ход резьбы нарушается. В результате выкручивание обычной отверткой становится затруднительным.

Проблемы с резьбой могут вызвать:
- прикипание – нарушение целостности крепежа под воздействием высоких температур;
- низкое качество самого изделия – в этом случае деформация может случиться уже в ходе вкручивания болта;
- естественный износ – происходит при слишком долгой эксплуатации или излишне высоких нагрузках;
- применение неподходящего инструмента для вкручивания и выкручивания.
Как открутить болт с сорванной резьбой
Для вытаскивания испорченного крепежного элемента можно использовать разные способы – начиная от простейших, ручных, и заканчивая применением электроинструмента. Порой скругленный болт намертво застревает внутри изделия, поэтому приходится применять несколько разных методик.

Постукивание молотком
Этот способ неплохо работает на колесных болтах, поэтому он популярен среди автомехаников. Удары вызывают вибрацию, из-за чего болты лучше выходят из места соединения.
Берут вороток и торцевую головку строго по размеру крепежа, устанавливают всю конструкцию и несколько раз ударяют молотком по месту сгиба воротка. Между ударами проворачивают инструмент. Накипь и ржавчина быстро разрушаются, болт выворачивается.
к содержанию ↑Важно! Этот способ не годится для маленьких крепежных элементов и труднодоступных мест.
Нанесение растворителя
Для избавления от проблемного крепежа часто используют уайт-спирит и другие растворители, а также специальные составы (например, WD-40 в форме аэрозоля). Они особенно хорошо работают, если проблема сглаженной резьбы возникла из-за сильной коррозии металла.
Растворитель быстро проникает в микропоры и зазоры, растворяет грязь, сажу, ржавчину. Если указанных средств в наличии нет, можно применять керосин или тормозную жидкость.
к содержанию ↑Клещи или разводной ключ
Крепежный элемент зажимают клещами с острыми зубчиками и начинают крутить их в направлении резьбы, будто бы обычным ключом. Зачастую этого достаточно, чтобы извлечь болт, так как качественные клещи сразу намертво сцепливаются даже с гладким металлом.
Можно действовать и с помощью разводного ключа. Гайку зажимают только кончиками губок, после хорошо затягивают винт на рабочей части элемента. Молотком набивают ключ на болт и им же резко бьют по рукоятке в сторону, чтобы сорвать гайку.
к содержанию ↑Важно! Нужно следить, чтобы ключ не соскользнул, иначе резьба сорвется еще сильнее.
Термическое воздействие
От высоких температур металл быстро освобождается от ржавчины и накипи, после чего дефектный болт хорошо выходит из отверстия. Проще всего использовать газовую горелку.

Огонь направляют прямо на болт, греют около 3 минут, а потом откручивают его рожковым ключом или отверткой. Нельзя применять данный метод в отношении соединений, находящихся вблизи проводов и рядом с легко воспламеняемыми веществами.
к содержанию ↑Пропил для отвертки (биты)
Если у крепежа сточились грани, можно сделать пропил. Для этой цели берут ножовку по металлу, в центре болта аккуратно проделывают борозду под размер отвертки или биты.
к содержанию ↑Последнюю используют, если болт сильно заржавел, и выкрутить его вручную все равно не удастся. Эта методика хорошо подходит для крепежных элементов любых размеров, хотя при их расположении в труднодоступных местах с пропилом возникнут проблемы.
Болгарка
Этот способ откручивания ржавых болтов схож с предыдущим, только пропиливание отверстия под биту выполняется с помощью болгарки. Также болгарка отлично подходит, если у крепежа с сорванной резьбой есть дополнительные проблемы с гайкой. Последнюю срезают с помощью диска по металлу, потом выполняют пропил под биту и шуруповертом извлекают дефектный элемент.
Экстрактор
Это приспособление предназначено непосредственно для болтов со скругленными гранями и напоминает штырь с винтовой резьбой. Если шляпка болта достаточно широкая, в ней высверливают дыру тонким сверлом, а потом доделывают отверстие, точно подходящее под диаметр экстрактора, более толстым сверлом. Затем инструмент вбивают ударом молотка в крепежный элемент, зажимают головку плашкой и вращают в направлении откручивания болта.
Сварка
Порой старый крепеж не только заржавел и скруглился, но и лишился гайки в результате механического повреждения, неаккуратной попытки съема. Лучшим выходом станет применение сварки, с помощью которой можно соорудить новую гайку и открутить болт.
Действуют таким образом:
- Подготавливают новую гайку (размер изделия должен быть больше, чем старая гайка).
- Приваривают деталь к крепежному элементу.
- Убеждаются, что новая гайка прочно сидит на штыре.
- Берут подходящую отвертку или вставляют биту в шуруповёрт, откручивают крепеж.
Современные торцевые головки
Такие инструменты, как правило, используют профессионалы, поскольку их стоимость выше цены стандартных приспособлений. Подобные торцевые головки, ключи могут работать даже со скругленными болтами, так как имеют специальную конструкцию и соприкасаются только с гранями и стенками крепежа.
Важно приобрести инструмент, сделанный из прочного, твердого хромированного металла и не экономить. В противном случае он может деформироваться при значительном выкручивающем усилии.

Чтобы не знать проблем со скручиванием болтов, лучше заранее принять меры профилактики: правильно устанавливать крепеж, вовремя заменять его новым, работать подходящим инструментом. Это сэкономит время, силы и деньги и избавит от решения возникших неприятностей.
»Метод поворота гайки
Метод поворота гайки - очень популярный и достаточно надежный метод натяжения (F3125) конструкционных болтов A325 и A490 без необходимости использования дорогих динамометрических ключей или устройств измерения натяжения. Это простое руководство, которое говорит пользователю повернуть гайку на определенную величину в зависимости от длины болта и наклона скрепляемых вместе элементов.
Приведенная ниже таблица, обобщенная по стандарту RCSC, предназначена для вращения после того, как болт был плотно затянут, что означает, что слои находятся в плотном контакте друг с другом, а узел затянут в достаточной степени, чтобы гайку нельзя было снять без использование гаечного ключа.Это применимо только к соединениям, в которых весь материал захвата - сталь.
Длина болта | Обе стороны перпендикулярны оси болта | Одна поверхность с уклоном не более 1:20, другая поверхность перпендикулярна оси болта | Обе поверхности с уклоном не более 1:20 от нормали к оси болта |
---|---|---|---|
Не более 4 дней | 1 ⁄ 3 поворот (120 градусов) | 1 ⁄ 2 поворот (180 градусов) | 2 ⁄ 3 поворот (240 градусов) |
Более 4d, но не более 8d | 1 ⁄ 2 оборот | 2 ⁄ 3 оборот | 5 ⁄ 6 поворот (300 градусов) |
Более 8d, но не более 12d | 2 ⁄ 3 оборот | 5 ⁄ 6 оборот | 1 оборот (360 градусов) |
* Если длина болта превышает 12d, вращение гайки должно быть определено путем испытания с использованием калибратора натяжения. |
Как это применимо к анкерным болтам?
Обычно это не так. Согласно Руководству по стальным конструкциям AISC (стр. 14-10, 14 th Edition), для большинства анкеровок предварительное натяжение не требуется. Они просто рекомендуют плотно затягивать гайки. Однако в некоторых особых случаях используются процедуры для натяжения анкерных болтов с использованием модифицированной методики поворота гайки. Американская ассоциация государственных служащих автомобильных дорог и транспорта (AASHTO) в «Спецификациях LRFD для конструктивных опор для дорожных знаков, светильников и дорожных сигналов » подробно описывает методы поворота гайки для верхней гайки в соединениях с двойной гайкой.Как и выше, эти рекомендации по вращению действительны после плотной затяжки гайки.
Диаметр | F1554g36 | F1554g55, g105, A449, A615 и A706g60 |
---|---|---|
1-1 / 2 ”и ниже | 1/6 оборота (60 градусов) | 1/3 оборота (120 градусов) |
Выше 1-1 / 2 | 1/12 оборота (30 градусов) | 1/6 оборота |
* применимо только к верхней гайке в соединениях с двумя гайками |
17 июля 2017 г.
.Справочник по резьбовым вставкам и гаечкам
Как резьбовые вставки, так и гайки-тройники позволяют вводить прочную резьбу в материалы, которые либо слишком тонкие, чтобы эффективно нарезать резьбу, либо слишком мягкие, чтобы допускать повторную сборку и разборку. Популярная в составе готовой к сборке мебели (RTA), также известной как разборная мебель (KD), плоская мебель или комплектная мебель, оба типа оборудования просты в установке и обеспечивают значительную гибкость конструкции при использовании таких материалов, как фанера или МДФ.
Вставки с резьбой
Резьбовые вставки выглядят как короткие толстостенные трубки с резьбой внутри и снаружи. Они устанавливаются путем просверливания пилотного отверстия и завинчивания вставки. Некоторые вставки могут быть установлены с помощью отверток с плоским лезвием (которые склонны к проскальзыванию), но для большинства требуется использование специальных управляемых отверток, которые помогают предотвратить соскальзывание. Резьбовые вставки держатся лучше всего, и их легче использовать при установке с боковой или лицевой поверхностью.Поскольку они на самом деле ввинчиваются в материал, а не вдавливаются как «тройник», нагрузка может прилагаться с любой стороны.
Пластины с шестигранной головкой для мягкой древесины
Обычно обозначается как тип D (фланцевый) или тип E (заподлицо) вставные гайки . Пластины Hex Drive обеспечивают прочную машинную резьбу в мягкой древесине. Эти шестигранные приводы являются идеальным решением для любого применения, где сборка или разборка может привести к эрозии резьбы или ее снятию.
Вставки с шестигранной резьбой имеют широкую внешнюю резьбу, которая обеспечивает исключительную удерживающую способность при обработке таких материалов, как сосна, композитная плита, МДФ и фанера. Мы предлагаем шестигранную резьбу с размерами внутренней резьбы от # 8 до 3 / 8-16. Отлитые под давлением из прочного цинкового сплава вставки с шестигранной резьбой устанавливаются быстро с помощью шестигранного ключа или дополнительного приводного инструмента.
Доступны резьбовые вставки с шестигранной головкой и внутренней резьбой от №8 до 3/8.
![]() | ![]() |
Тип D | Тип E |
Характеристики:
- Недорогое решение для армирования резьбы в мягких породах древесины
- Установите с помощью шестигранного ключа или дополнительного приводного инструмента
- дюймовая резьба доступна
- Промойте
Что использовать, если у вас нет гаечного ключа
У всех нас были случаи, когда ножка стола или стула болталась и шаталась, протекала труба или мебель нужно было разобрать при подготовке к переезду .
Мы пытаемся использовать пальцы, но в итоге у них только болят пальцы, как гласит старая пословица: для работы нужно использовать правильный инструмент. В этих случаях правильный инструмент - это гаечный ключ (или гаечный ключ, для наших американских читателей), но что вы будете делать, если у вас нет гаечного ключа?
Не волнуйтесь, мы собрали список обычных предметов домашнего обихода, которые можно использовать вместо гаечного ключа.
Для чего используется гаечный ключ?
Гаечные ключи бывают разных типов и размеров для множества различных задач и являются неотъемлемой частью любого набора инструментов. Используемые для ослабления или затяжки гаек, болтов, труб и фитингов труб, они многократно доказывают свою полезность.
Что использовать, если у вас нет гаечного ключа
Утиная лента
Клейкая лента полезна практически в любой ситуации, но вы можете быть удивлены, узнав, что ее можно использовать для ослабления болтов. Сначала оторвите отрезок примерно 12 дюймов в длину, после этого оторвите его посередине, чтобы у вас остались две 12-дюймовые полоски.
Сделайте прочную полоску ленты, приклеив одну полоску к задней части (нелипкой стороне), затем оберните часть ленты вокруг гайки, оставив «хвост» длиной 6-8 дюймов, и плотно прижмите, чтобы убедиться, что она прилегает к гайке. металлическая гайка. Потяните конец клейкой ленты в направлении, необходимом для ослабления гайки, чтобы легко ее снять.
Две монеты
Кто бы мог подумать, что деньги можно использовать как временный инструмент? Возьмите две большие монеты (для этого отлично подойдут 2 пенса) и поместите их по обе стороны от гайки.
Возьмитесь за монеты между костяшками пальцев указательного и среднего пальцев для дополнительного захвата и поверните в нужном направлении, чтобы ослабить гайку.
Застежка-молния
Эти замечательные маленькие аксессуары для ящиков с инструментами используются не только для уборки кабелей и крепления колпаков, их также можно использовать вместо гаечного ключа.
Оберните стяжку-молнию вокруг гайки как можно плотнее, потянув за конец стяжки в направлении, необходимом для ослабления или затяжки гайки.
Еще одна гайка и болт
Если у вас нет ни одного из ранее упомянутых предметов, но есть много гаек и болтов, вы все равно можете создать временный гаечный ключ с двумя гайками и двумя болтами.
Сначала прикрепите одну из гаек к одному из болтов и поместите ее поверх гайки, которую вы хотите ослабить или затянуть (так, чтобы резьба болта находилась над гайкой). Регулируйте, пока гайка не будет плотно зажата между головкой болта и гайкой.
Теперь возьмите вторую гайку и прикрепите ее, чтобы можно было соединить два болта, убедитесь, что все плотно соединено, и поверните свое творение в нужном направлении.
Итак, у нас есть четыре альтернативы, которые вы можете использовать для ослабления или затяжки гаек без гаечного ключа.С этим руководством больше нет оправданий тому, почему вы не выполнили ни одну из работ, которые, по вашему мнению, еще не могут быть выполнены, потому что у вас нет инструментов!
Конечно, всегда лучше иметь набор инструментов с основными инструментами, необходимыми для выполнения обычных работ, но с этими быстрыми решениями вы больше не попадете в затруднительное положение.
Источник изображения: Игорь Тищенко / depositphotos.com
.Обзор: ножка OneUp EDC и новый способ затянуть гарнитуру
Без резьбы на рулевых трубках, как у старого 10-скоростного привода вашего отца, нам нужно затянуть гарнитуры другим способом. Для этого мы обычно начинаем с вбивания контргайки, также известной как «звездчатый орех», в рулевые трубы, прежде чем использовать ее в качестве якоря, чтобы собрать все вместе. Все это звучит немного примитивно, не так ли? В OneUp так думают, и в их новом стержне EDC используется умная интегрированная система предварительной нагрузки, которая устраняет необходимость в звездообразной гайке.Конечно, это не совсем совпадение, что избавление от звездообразной гайки позволяет установить EDC-инструмент OneUp на рулевой трубе.Вынос EDC можно приобрести с системой предварительного натяга, как показано здесь, за 115 долларов США, или вы можете купить его без него за 85 долларов, если вы предпочитаете использовать звездчатый орех.
EDC Детали стержня • Назначение: DH / эндуро / трейл
• Материал: алюминий
• Встроенная система предварительной нагрузки без звездчатого ореха
• Длина: 35 мм, 50 мм (проверено)
• Высота штабеля: 38.5 мм
• Вес: 189 грамм (50 мм, с предварительным загрузчиком)
• Рекомендуемая производителем розничная цена: 115 долларов США
долларов США • Дополнительная информация: www.oneupcomponents.com
Слева: уплотнительное кольцо только для демонстрации, конус, который идет над верхней крышкой гарнитуры, хомут предварительной нагрузки (скрытый внутри стержня при установке), который толкает его вниз, когда вы затягиваете болт 3 мм, сам стержень и OneUp Прокладка EDC и алюминиевая крышка.
Проверка выноса выглядит примерно так: «Он определенно кажется жестким, он не скрипит и выглядит ... Как стержень». Хорошо, так что обычно нечего сказать, но у нового стержня EDC от OneUp есть еще одна задача, помимо удержания за руль и рулевую трубу: он также укрепляет вашу гарнитуру, позволяя пропустить проверенный режим работы с карамельным орехом.В типичной манере OneUp это умная штука. В нижней части штанги есть воротник, который не виден, когда все установлено. Коническая шайба проходит под этим воротником, но поверх гарнитуры, и когда вы затягиваете винт на воротнике, она толкает коническую шайбу вниз, занимая дополнительное место и предварительно загружая гарнитуру.
Система требует дополнительного оборудования на штоке - крошечного винта предварительного натяга, для которого требуется шестигранный ключ на 3 мм и соответствующая гайка, но вы откажетесь от звездообразной гайки и большого болта M5, который ввинчивается в него. Вам также понадобятся соединяющиеся проставки для гарнитуры EDC, если рулевая колонка выступает над выносом (помните, что верхней крышки больше нет).
Конус имеет клиновидную форму, на нем находится хомут предварительного натяга. Затягивание хомута толкает конус вниз, чтобы компенсировать провисание и предварительно нагружать подшипники гарнитуры.
Установка
Чтобы установить шток, вам сначала нужно удалить этот древний звездчатый орех, так как он вам больше не понадобится. Вам также нужно будет вставить втулку предварительного натяга и крошечную гайку предварительного натяга в нижнюю часть штока (в правильном направлении), для чего потребуется использовать шестигранный ключ на 4 мм, чтобы слегка сжать его при вклинении в канавку. Это кажется немного привередливым для такого парня, как я, но это не сложно. После того, как муфта и зажимные болты вставлены, вы надвигаете смазанный черный конус на штурвал, прежде чем проделать то же самое со штоком.
Но пока ничего не затягивайте, пожалуйста.
Конус проходит над всеми прокладками гарнитуры, которые вы используете, и под штоком.
Перед тем, как затянуть какие-либо болты, не находится ли верх рулевого механизма на несколько миллиметров ниже верха выноса, когда он находится на желаемой высоте? Обычные проставки для гарнитуры без блокировки могут проходить под выносом руля для регулировки высоты руля, но не над ним. Итак, если штурвал находится над выносом, вы можете добавить фиксирующие прокладки OneUp, пока не получите немного свободного места наверху.Они защелкиваются друг в друге, и верхняя крышка из анодированного алюминия защелкивается поверх всего.
Теперь наступает часть, о которой я буду стонать.
Это когда вам нужно вручную нажать на шток, чтобы попытаться извлечь большую часть свободного хода из гарнитуры, но вы также будете заняты, пытаясь правильно выровнять шток, при этом также необходимо затянуть как минимум один из двух зажимных болтов, чтобы удерживать его на месте, и, надеюсь, все до того, как вы уроните шестигранный ключ вне досягаемости. Я не собираюсь лгать: звездный орех, конечно, кажется неочищенным, но пещерный человек справится с этим без особых проблем.Я подозреваю, что ему будет сложно установить вынос OneUp с его системой предварительной нагрузки, и в зависимости от того, как вы относитесь к работе с велосипедом, это может иметь для вас значение, а может и не иметь значения.
После того, как шток выпрямлен, а зажимные болты затянуты, можно ли устранить оставшееся провисание, затянув небольшой винт предварительной нагрузки на боковой стороне штока. При этом сжимается кольцо, которое затем толкает коническую шайбу вниз, чтобы предварительно нагружать подшипники гарнитуры, но крутящий момент не превышает 3 Нм. Если в гарнитуре слишком большой люфт для системы предварительной нагрузки, вам придется снова нажать на нее рукой.Когда люфт полностью исчез, но все еще вращается плавно, вы фиксируете его на месте, затягивая контргайку предварительного натяга на противоположной стороне с помощью шестигранного ключа на 4 мм.
Итог: установить стойку EDC не так уж сложно, даже если вам может потребоваться несколько попыток, чтобы выровнять стойку и получить люфт из вашей гарнитуры. Тем не менее, это далеко не так надежно, как иметь дело с традиционным звездчатым орехом.
У меня были смешанные результаты со штоком EDC и его системой предварительной нагрузки.
Performance
У меня несколько раз дребезжала моя гарнитура на тропе после того, как я впервые установил вынос, и выяснилось, что я, должно быть, не получил достаточного провисания, когда я впервые толкнул шток вниз вручную; казалось, что прелоадер слишком многое может взять на себя. Постояв на обочине тропы, стараясь максимально сжать гарнитуру рукой, одновременно пытаясь удерживать ее ровно четыре или пять раз, я начал по-настоящему ценить примитивную простоту звездного ореха.
В конце концов, когда мне пришлось начать тестировать другой байк, я переместил на него кабину OneUp, но использовал уже установленный starnut вместо прелоадера, и никаких проблем не было.
Если вы используете шток EDC, у вас есть возможность хранить инструмент EDC в рулевой трубе без необходимости нарезания резьбы на ее внутренней стенке. Кроме того, вы также можете хранить его в ручке их впечатляющего насоса.
Но он заслуживает второй попытки. Хотя сам вынос выглядит великолепно, я не обошелся с системой предварительной загрузки гарнитуры OneUp, пока недавно не установил ее на Norco Optic.С тех пор гарнитура открепилась только один раз в пути, и я смог без проблем устранить провисание. Это здорово, но я думаю, что у меня такой вопрос: когда старнат сделал тебя не так?
Я знаю, это кажется немного грубым - ловить компонент с помощью молотка, но качающиеся орехи действительно работают хорошо. Вы можете использовать дешевый путеводитель, чтобы убедиться, что они идут прямо, но вам это даже не нужно; если вы будете осторожны, вы можете врезать их прямо, используя только молоток и сам болт. Когда дело доходит до карбоновых рулевых колонок, расширительные заглушки тоже подходят, но когда дело касается алюминиевых рулевых колонок, я предпочитаю иметь дело с молотком и большим болтом, чем с крошечным винтом и большим количеством мелких деталей.
Может быть, я просто ограничен в этом, но вставил чертов EDC-инструмент в рукоятку очень хороших мини-насосов OneUp, а не в рулевую трубу, а затем совместил вынос OneUp со скучным звездчатым орехом. Просто кажется, что уложить инструмент там, где он никогда не планировался, - это большая проблема. В качестве бонуса, шток без него стоит 85 долларов, что позволяет сэкономить 30 долларов.
Плюсы
+ Шток прочный, сам по себе безотказный
+ Можно избавиться от звездчатого ореха в стиле пещерного человека
+ Инструменты EDC или SWAT подходят для рулевой колонки
Минусы
- Предзагрузчик гарнитуры привередлив
- Нужно держать шток прямо при надавливании рукой
- Starnut не сделал ничего плохого
Решение Pinkbike:
Вынос OneUp выглядит великолепно и может конкурировать с другими высококлассными опциями, если смотреть на вес и цену, но я просто не могу вижу необходимость другого способа предварительной загрузки моей гарнитуры.Хотите носить с собой инструмент EDC? Вставьте его в ручку насоса, где он должен. Торговая площадка кабины переполнена множеством вариантов, которые одинаково хорошо выполняют одну и ту же работу, поэтому я понимаю, почему OneUp захочет подойти к этому со своей стороны. Дело в том, что вынос хорош сам по себе, без так называемой особенности, которая выделяла бы его. - Майк Леви |
.